Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, и где пострадали пешеходы, водитель и (или) пассажиры служит экспертиза дорожно-транспортных происшествий, которую в тех или иных условиях обыватели именуют то дорожной экспертизой, то дорожно-транспортной, или даже автодорожной экспертизой.

Примечательно и то, что ни одно из вышеуказанных названий дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным наименованием, но об этом чуть позже. Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) происшествий до настоящего времени продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Во первых, до принятия приказа Минюста № 114 от 14.05.2003г. «Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства Юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная экспертиза или дорожная экспертиза) по исследованию дорожных условий, знаков, разметки, и прочих элементов дорожных происшествий как отдельный вид судебных экспертиз вообще не была определена ни в одном из приказов Минюста РФ.

Лишь только после издания вышеуказанного Приказа № 114 автодорожная независимая экспертиза (дорожно-транспортная экспертиза или дорожная экспертиза) приобрела свой уникальный номер -13.3., только в данном приказе экспертизе было установлено точное и научно обоснованное наименование — «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия».

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое уникальное наименование более 7 лет назад, подавляющее большинство практикующих юристов, адвокатов, судей и следователей все также продолжает назначать в суде (или на следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения точного вида экспертного исследования.

Автодорожная экспертиза

В результате столь общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике зачастую складываются ситуации, когда в адрес какого-либо экспертного учреждения, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, где требуется познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков и полотна дороги).

В таких случаях возникает неприглядная ситуация, в результате которой дело возвращается в судебно-следственные органы без исполнения, в результате чего сроки расследования дела затягиваются по причине элементарной безграмотности участников судебного процесса.

000100

На сегодняшний день, т.е. уже по прошествии более чем семи лет, с даты возникновения и нормативного закрепления экспертной специальности 13.3. «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия», нам очень бы хотелось увидеть у уважаемых юристов самый минимальный набор прикладных знаний о действующей и нормативно-закрепленной классификации судебно-экспертных специальностей, о которой мы указали выше.

Задачи

Цели и задачи судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

  • исследование (экспертиза) обстановки на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна;
  • исследование (экспертиза) состояния дороги в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;
  • исследование (экспертиза) дорожных обустройств и внешних условий;
  • исследование (экспертиза) условий видимости и обзорности с места водителя и т.д.;
  • исследование (экспертиза) возможности (невозможности) восприятия водителем дорожной ситуации;
  • исследование (экспертиза) возможности (невозможности) выполнения водителем действий для избегания ДТП;
  • исследование (экспертиза) технической возможности предотвращения ДТП с учетом состояния дороги связанных с особенностями дороги и окружающей среды;
  • исследование (экспертиза) значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещению автомобиля и других объектов по поверхности автомобильной дороги;
  • исследование (экспертиза) по выявлению недостатков в организации движения на участке ДТП;
  • исследование (экспертиза) по выявлению обстоятельств, связанных с состоянием дорожной обстановки перед ДТП, которые способствовали (или могли способствовать) возникновению ДТП: не благоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, их неправильное расположение и другие отрицательные особенности дорожной обстановки.

Вопросы

Вопросы, на судебную дорожно-транспортную (автодорожную / дорожную) экспертизу:

  • Определить, соответствует ли представленный на экспертизу участок дороги (на котором произошло ДТП) действующим нормативом обустройства дорог (дорожного полотна)?
  • Если участок дороги (на котором произошло ДТП) не соответствует определенным нормативам, то указать, каким образом он должен быть обустроен?
  • Определить, какие обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, способствовали возникновению ДТП (отсутствие дорожных знаков, разметки, светофоров, их неправильное расположение, выбоины и неровности на дороге и т.д.)?
  • Определить, какие правила в области безопасности дорожного движения должен был соблюдать водитель автомобиля в заданной дорожной ситуации (например, в момент обнаружения опасности)?
  • Определить, каковы условия видимости и обзора с места водителя с учетом представленных сведений об актуальной дорожной обстановке?
  • В условиях в заданной дорожной ситуации определить, имел ли водитель автомобиля техническую возможность выполнить действия, требуемые правилами безопасности дорожного движения для предотвращения ДТП?
  • Определить, имелась ли у водителя автомобиля техническая возможность избежать ДТП с учетом состояния дороги, его обустройств (дорожные знаки и разметки, светофоры) и других особенностей дорожного полотна?
  • Определить, какие действия должен был совершить водитель транспортного средства для предотвращения ДТП?
  • Определить, соответствует ли выбоина (разрытие, яма, колодец) на дороге существующим дорожно-строительным нормативам, если не соответствует, указать каким именно?
  • Определить, способствовала ли выбоина (разрытие) имеющаяся на месте ДТП на возникновению ДТП?
  • Определить время образования дефекта дороги, время фактического обнаружения дефекта дороги и возможность его устранения.
  • Определить, усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?
  • Определить, какими нормативами должны были руководствоваться должностные лица организации, ответственные за эксплуатацию дороги, для обеспечения безопасности движения на данном участке?
  • Соответствовали ли их действия этим требованиям?
  • В условиях ухода автомобиля в кювет (колодец, яму, канаву и т.д.) определить, соответствует ли действующим нормативам состояние участка дороги, прилегающего к дороге?
  • Определить, имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
  • Определить, способствовало ли возникновению ДТП факт отсутствия на участке дороги определенных дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров, либо их неправильное, ненормативное расположение?

Примечание: Вышеуказанный перечень вопросов на автодорожную экспертизу (дорожно-транспортную или дорожную экспертизу) условный. Просим относиться к нему творчески, уточняя вопрос в зависимости от актуальной дорожно-транспортной ситуации. Все возможные вопросы рекомендуем согласовывать с нашими экспертами по телефонам, указанным на сайте.

Материалы

Перечень материалов, требуемых для проведения автодорожной (дорожно-транспортной) экспертизы

Для проведения судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставлять все материалы гражданского, административного, гражданского или уголовного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу, назначающему дорожную экспертизу, следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение всего комплекса информации о ДТП. Соответственно ни один протокол допроса, ни один акт и ни одна фотография по факту ДТП лишней не будет.

Кстати, в ситуациях, где одним из важных фактором ДТП являются погодные условия обязательным документов станет справка о погодных условиях из регионального Гидрометцентра в момент дорожно-транспортного происшествия (ДТП).Дорожные условия – это совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непосредственно влияющих на условия дорожного движения.


Другие статьи по теме «Дорожно-транспортная экспертиза» >>


Похожие статьи

Бесплатная консультация экспертов

Строительная экспертиза по качеству и объему выполненных работ
Александр - 2 недели назад

Добрый день. Хотел бы узнать насчет проведения судебной экспертизы дизайн-проекта с целью выявления недостатков. Дизайнер…

Экспертиза бетононасоса-растворонасоса
Саша - 3 недели назад

Общество является собственником бетононасоса-растворонасоса. В августе на строительном объекте при погрузке на эвакуатор повредили (уронили). …

Судебная экспертиза кухонного гарнитура
Сима - 3 недели назад

Добрый день, В настоящий момент в суде рассматривается дело по защите прав потребителей, в связи…

Задавайте любые вопросы

8+15=

Задайте вопрос экспертам